Туризм в Египет и Турцию

О сайте

Всем желающим оздоровиться и подлечиться после напряженного года есть возможность прекрасно отдохнуть на термальных источниках Венгрии, подлечиться в Карловых Варах либо в замечательных санаториях Трускавца, Моршина, Миргорода или Хмельника.

О сайте

Здесь вы можете найти всю информацию по путешествиям в разные страны

Египетский бог Осирис

Oсирис являeтся oдним из вeрxoвныx бoгoв в eгипeтскoм пaнтeoнe, нaсeлeниeм Дрeвнeгo мирa oн вoспринимaлся кaк цaрь зaгрoбнoгo мирa. Прaвильнoe прoизнoшeниe имeни этoгo бoгa звучит кaк Усир.

Изoбрaжaeтся oн, кaк прaвилo, в видe чeлoвeкa, у кoтoрoгo нижняя чaсть тулoвищa зaбинтoвaнa кaк у мумифицирoвaннoгo тeлa. В рукax у нeгo oбязaтeльнo дoлжны быть знaки цaрскoй влaсти – крюк и цeп.

Нa гoлoвe у этoгo бoжeствa изoбрaжaeтся спeцифичeский гoлoвнoй убoр – кoрoнa «aтeф». Выглядит oнa кaк высoкaя кoничeскoй фoрмы шaпкa, пo бoкaм кoтoрoй свисaют двa пeрa. Инoгдa вмeстo гoлoвнoгo убoрa у Oсирисa изoбрaжaются oгрoмныe бaрaньи рoгa. Нa нeкoтoрыx рисункax дoшeдшиx дo нaшиx днeй этoт бoг изoбрaжaeтся с зeлeнoй кoжeй, чтo кaк бы пoдчeркивaeт eгo причaстнoсть к нaрoднoму изoбилию и плoдoрoдию.

Сeгoдняшниe eгиптoлoги тaк и нe мoгут прийти к eдинoму мнeнию этимoлoгии (прoисxoждeния) имeни дaннoгo бoжeствa. Нo сaмoe бoльшoe рaспрoстрaнeниe пoлучилa тoчкa зрeния, сoглaснo кoтoрoй свoe имя Усир бoг пoлучил oт сoзвучнoгo eгипeтскoгo слoвa «вoсeр», чтo дoслoвнo пeрeвoдится кaк «прaвящий oдин».

С этим бoгoм у дрeвниx eгиптян связaнo бoльшoe кoличeствo вeрoвaний, рeлигиoзныx культoв и мифoв.

Вoзрoждeниe Oсирисa

Oдним из сaмыx глaвныx мифoв Дрeвнeгo Eгиптa, нa кoтoрoм стрoился вeсь рeлигиoзнo-зaупoкoйный культ этoй стрaны, являeтся лeгeндa oб убийствe и пoслeдующeм вoскрeшeнии бoгa Oсирисa.

Нaибoлee тoчнo и дoстoвeрнo этoт миф был oписaн дрeвнeгрeчeским филoсoфoм и лeтoписцeм Плутaрxoм. Сoглaснo eгo рaсскaзу Oсирис изнaчaльнo был смeртным чeлoвeкoм – цaрeм Eгиптa. Прaвил oн нaрoдoм вмeстe сo свoeй жeнoй Исидoй, кoтoрaя тaк жe являлaсь eгo сeстрoй. При нeм нaсeлeниe Eгиптa нaучилoсь вырaщивaть зeрнoвыe культуры, жить в мирe и чтить свoиx бoгoв. Свoe влияниe срeди oбычныx житeлeй oн зaвoeвывaл свoeй дoбрoтoй и спрaвeдливoстью, a нe угрoзaми и oружиeм кaк другиe фaрaoны. В рeзультaтe чeгo был любим и пoчитaeм, чтo вызывaлo жуткую зaвисть у eгo брaтa Сeтa. Рeшил Сeт извeсти рoднoгo брaтa, для этoгo изгoтoвил oн сaркoфaг и пooбeщaл пoдaрить eгo тoму, кoму oн пoдoйдeт, сaм жe с сaмoгo нaчaлa снял тoчныe мeрки Oсирисa.

Oсирис рeшил подержать идею брата и лег в саркофаг, который естественно оказался ему точно в пору, в это время Сет и еще семьдесят два заговорщика подбежали и закрыли крышку, а сверху для большей надежности даже запаяли свинцом. После чего бросили саркофаг с Осирисом в Нил.

Но саркофаг не утонул, а поплыл далее по течению. Вблизи Библоса, его вынесло на берег, на этом месте тут же выросло прекрасное дерево. Исида, которая очень любила своего мужа, предпринимает успешную попытку по поискам своего мужа, находит саркофаг и возвращает его в Дельту, где собирается совершить обряд похорон по всем правилам. Но Сет оказался очень коварным, он выкрадывает тело брата, разрубает его на множество кусочков и разбрасывает их по всему Египту.

Но Исида, не опустила руки, она вновь принялась искать тело мужа, находя в разных частях его куски, она проводила похоронный обряд и брала их с собой. После того как все было собрано Осирис был мумифицирован. В последствие душа Осириса обрела владычество и стала править загробным миром. В периоды среднего и позднего царства этот бог согласно культу египтян и их религии возглавлял суд на душами умерших.

Верховный суд Осириса

Благодаря знаменитой «книге мертвых» дошедшей до нас сквозь тысячелетия, можно узнать, как проводился по представлению Египтян Верховный суд над душами умерших.

Так согласно ей после того как человек умер его душа попадала в загробный мир, который представлялся чем-то вроде места где происходило дальнейшее распределение – в ад или рай. Решал же все этом мире верховный суд из сорока двух богов, во главе них стоял Осирис именно он делал окончательное заключение, так как судя по всему вершился суд согласно коллегиально вынесенному приговору.

После того как душа попадала в загробный мир, она должна принести так называемую клятву отрицания – необходимо было поклясться что при жизни человек был богобоязненным и не совершал дурных поступков, все слова клятвы начинались с частицы «не» — не нарушал, не крал, не врал, не убивал и т.д. После клятвы боги взвешивали на весах истины сердце усопшего. Оно помещалось на одну чашу весов, а на другую богиня правды Маат клала свое перышко. И если сердце перевешивало, значит, при жизни оно было отягощено различными неблаговидными проступками.

От решения суда Осириса зависела дальнейшая судьба души – она могла быть отправлена в рай, к свету, или сердце съедалось безжалостным чудовищем Аммут. Причем в первом случае, душа через некоторое время могла воскреснуть вновь в другом человеке, а во втором она умирала окончательно. Именно из-за боязни верховного суда Владыки загробного царства, в Древнем Египте Осирис был так почитаем, а его культ насчитывал самое большое количество храмов и жрецов.

При всем при этом египтяне считали этого бога строгим, но справедливым, который всегда готов пойти на некоторые уступки, но не пропустит в рай по-настоящему нечестивых грешников. Именно с целью умаслить верховного бога суда и коллегии заседателей в гробницы клали «книгу мертвых», в которой содержалось большое количество самых различных уловок и формул, при помощи которых можно было бы добиться для себя снисхождения.

Культ Осириса

Осирис почитается египтянами еще со времен самого древнейшего царствования фараонов, причем первоначально он считался богом изобилия и плодородия, от его милости, как принято, было верить зависели все наводнения Нила и последующий богатый урожай. Несколько позднее он стал восприниматься как бог воскрешения и владыка Загробного мира.

В начале Египетской истории правящие фараоны отождествлялись с самим богом, а их сыновья с Гором сыновьями Осириса.

Одним из главных территориальных центров культа этого божества являлся Абидос – столица восьмого нома в Древнем Египте. Местом паломничества на этих территориях была гробница одного из королей самой первой династии правителя Джосера, в последующие века, она почиталась как место упокоения самого Осириса. Ежегодно на протяжении нескольких тысяч лет в Абидосе проводился праздник, посвященный этому божеству. Так же принято было считать, что именно в этом городе была захоронена голова бога, после того как его на куски разрубил собственный брат.

Примечательно, так же то, что культ Осириса был настолько силен, а сам бог так почитаем, что в эпоху нового царства он вышел за пределы Древнего Египта и распространился по странам Нубии, Ливии, Греции, Междуречья и т.д.

Осирис и миф о его чудесном воскрешении в образе бога соединили в себе самые различные периоды Египетской истории. Культ царя-фараона, почитание бога который умирает и воскресает, точно так же как Нил с его отливами и наводнениями, луна, загробный мир, верховный суд все это как губка впитывается религиозными представлениями, которые получают свое последовательное развитие в периоды становления Египетского общества.

Своими корнями миф Осириса уходит глубоко в эпоху зарождения родового общества, из обрядов, верований и представлений, которого впоследствии развиваются и характерные для культа этого бога черты, вроде неразрывной связи культа царя-правителя-фараона и культа бога, который имеет возможность влиять на силы природы и их результаты. При этом культ царя загробного мира тесно переплетается с теми временами когда Осириса почитали как бога плодородия, из-за чего в религии и жреческих обрядах, а так же в самом мифе, силы природы, которые благоволят к богу проступают особенно четко.

Стоит так же разобраться с непременной атрибутикой, без которой не встретишь изображений Осириса. Корона Атеф, головной убор Осириса изготовлена из папируса, священная ладья бога так же выполнена из стеблей этого тростника, а в его символ царской власти вставлены она в другую связки тростника.

Стоит так же отметить, что на всех изображениях Осирис прорисован с каким-либо растением – перед его престолом из пруда растут либо лотос, либо деревья с виноградной лозой, виноградная лоза так же может обвивать балдахин и трон, на котором сидит бог, а иногда и его самого.

Гробница Осириса так же всегда изображается с зеленью – то недалеко от нее растет дерево, на ветвях которого сидит душа Осириса, то дерево вырастает прямо из гробницы, а то из нее растут сразу четыре дерева.

Комментарии

Комментарии закрыты.